суббота, 16 апреля 2016 г.

Трамваи часть 1

Музей истории развития ЕТТУ располагается на базе самого старого трамвайного депо в городе - Южного, на улице Фрунзе (а раньше называлось - "на Цыганской площади"). 
На территории парка выгорожен участок с трамваями, их можно и просто с улицы увидеть. У этого же забора стоят самые старые в городе опоры контактной сети.

Сначала мы посмотрели самый первый городской трамвай, он имеет номер "1". И название маршрута "Вокзал - Цыганская площадь." 
Вагон коротенький и сверху у него дуга, а снизу - решетка, предназначенная для отбрасывания предметов, валящихся на рельсы.
Слева и справа в верхней части кабины два фонаря, которые светят в ночи цветным светом, означая конечные точки маршрута, и делая ненужной подсветку номера и названия.
Вместо магнитных тормозов - емкость с песком, высыпаемым в случае необходимости на рельсы.
Нас пустили внутрь, и мы с удовольствием почувствовали себя причастными к первому трамваю.
Сиденья как в электричках, и пол из деревянной решетки. Окна поднимаются снизу вверх.
Задняя площадка.
Под потолком лампочки без плафонов - модно и технологично.
Мощные металлические петли для того, чтобы за них держаться (даже повиснуть можно при желании).
Рабочее место водителя довольно аскетично. По рассказам нашего гида, никакого кресла для сидения сначала для водителя не предполагалось, ибо работа считалась легкой. Все органы управления под рукой.
Такой трамвай ходил по городу до 1972 года, если верить табличке рядом с ним.
По соседству с первым стоит великолепный образец стиля производственного дизайна сороковых годов.
Во внешности его есть что-то от старого "форда" или "Чайки" или холодильника ЗИЛ, или даже военно-промышленной швейной машинки "Тула". Авиазавод все-таки.
 Красота и узнаваемый стиль, в общем. И те же два цветных фонаря во лбу горят. (Идея насчет цветового обозначения, как очевидная, приходила в голову даже мне в детстве, глядя на вечерние трамваи в сумерках, было бы видно два цветных фонаря - сразу было бы понятно, какой идет маршрут. Но к тому времени от этого способа обозначения уже отказались).
Весь алюминиевый декор заменен в этом экспонате деревянной имитацией: тяжкое наследие 90-х, когда из депо, по всей видимости, поперли просто все, что было плохо приколочено.
Сзади этого дизайнерского шедевра лесенка на крышу, как у троллейбуса.
Внутри - мягкие сиденья и подъемные, с защелками снизу, окна.
В ранних детских воспоминаниях у меня такой трамвай есть, но вот по какому именно он ходил маршруту, я конечно не помню. 
Рабочее место водителя отличается от первого трамвая со всей очевидностью: там есть кресло, и вдоль стекол изнутри установлены батареи, а снаружи дворники. В этом вагоне ездить было тепло.
 А основные рычаги те же самые, что и в первом.

 И тоже довольно тесновато и аскетично. Хотя, конечно, есть где присесть и тепло.
Третий и четвертый трамваи - чешские. Внешне они уже очень походят на те, что ходят и сейчас по нашим улицам. В ЕТТУ их любят и всячески берегут, и даже построили в новом депо завод по производству запчастей для них. Чтобы они продолжали работать. И сопротивляются всем попыткам заменить любимые удобные машины на что-то "модно-современное". Ведь трамвай, хоть и предназначается для перевозки пассажиров, является рабочим местом именно водителя (а позже и кондуктора), и они, а также механики, слесари и работники депо, определяют, насколько он в каждом своем воплощении удобен и приемлем для выполнения ежедневных задач.
Гид наш удивительным образом донес до бестолковых экскурсантов-пассажиров важность взгляда на трамваи со стороны водителя и работников депо. 
 Трамвай номер три "Татра", многие в таком ездили.
Трамвай номер четыре, отличается наличием "гармошки" внутри вагона, и еще некоторыми техническими особенностями, которых я не запомнила.
 Вид на "гармошку".
Эти трамваи приспособлены для езды в сцепке. Присутствующие бурно радовались, узнав знакомую "колбасу". И магнитные тормоза у них есть уже, конечно.
И уже нет такой важной в российских условиях детали, как решетка для отбрасывания с рельс посторонних предметов: собак, людей, чемоданов...

Продолжение следует (здесь).

Комментариев нет:

Отправить комментарий